9 июня, среда

<-главная->

8:10 Едем на маршрутке из Чевлика в Самандаг. Первый водитель запросил 1.2 миллиона. Мы отказались. Этот оказался сговорчивей. Я сторговался со словами: «Бир милион. Бенде пара йок (1 миллион. У меня сейчас нет денег)». Горы затянуты зловещей синевой. Со стороны моря, вроде бы, просветы. Но утро сегодня относительно прохладное +26…

В Антакье мы нашли офис компании Jet и человека по имени Джауит. Стали покупать билеты до границы, где Жене нужно было получать визу. Обменяли доллары на сирийские фунты по курсу 50 фунтов за доллар. Нас не обманули – всё прошло гладко. Дальше мы заплатили где-то по 2 доллара за билеты до границы. Нас неожиданно позвали куда-то в сторону от автостанции. Это было метров 200 дворами. На душе тревожно не было – мы уже давно поняли, что криминала здесь опасаться не нужно. С нами сразу заговорили двое человек по-английски. Это оказались двое друзей иорданцев. Английский язык после Турции был как глоток свежего воздуха. Огромное облегчение для души. Если точнее, англоговорящим из них был один. Второй был в основном молчаливым, но мощным и весёлым парнем. Он был арабом палестинской национальности. Общительность из него, видимо, била ключом, но по-английски он мог сказать только «идите за мной» - «кам хир». Я разговаривал с иорданцем. Он рассказал, как и где устроиться в Дамаске. Убеждал, что там всё очень дёшево. Нам бы хотелось на это надеяться.

Иорданец любит рисовать. Я не понял точно, но он рисует небольшие картины. Я сразу дал ему свой e-mail, чтобы он прислал мне по почте картинки. Он объездил много арабских стран. От Ливии до Саудовской Аравии. Вот именно в Ливии и Саудовской Аравии ему люди не очень понравились. В Саудовской Аравии они ведут себя, как будто они вершина мира. Ещё он сам высказывал своё мнение по поводу того, как трудно общаться в Турции – никто не знает английского. Я полностью согласился. Турецкий ему учить не хотелось. Сказал, что это трудный язык. Хотя потом усмехнулся, сказав, что арабский ещё сложнее. Я, со своим знанием минимума турецкого, почувствовал себя в этот момент просто полиглотом. Он женат, жена у него из Боснии. Отпускать его не хотела, но он поплакался, и она отпустила. Свадьба была у него ровно год назад – где-то 20-го июня 2003. Иорданец очень рад семейной жизни: “Your wife, your family, your children – it is all of your life!”. Путешествуют они уже как 2 недели. Побывали, кажется в Египте. Сейчас едут в средиземноморскую Латакию в Сирии. «Ребята, да там за $4 на двоих устроиться легко. Без проблем»-его слова. Некоторые эпизоды разговора я синхронно переводил Жене. Я спросил иорданца, а нравится ли ему его работа. Спрашивал я его чисто искренне, считая, что человек передо мной – подтверждение того, что в Иордании высокий уровень жизни, и что люди, соответственно, заняты в интересной интеллектуальной работе там. Парень неожиданно стал отпираться и сказал, что не особо, а любит он свои маленькие картины, которые рисует от души. Женя в этот момент, угрюмо глянув за окно, сказал: «А кто её любит – свою работу». Оказалось, что мы все трое одинаково мыслим на этот предмет. Иорданец спросил меня, был ли я в Израиле и собираюсь ли туда ехать. Услышав отрицательный ответ, сказал, что не поедет туда, потому что там опасно. И ещё, Израиль – источник конфликтов в мире. Так я перевожу его фразу: «Israel – is the cause of the damage in the world». Я никак не отреагировал на эти слова, сказав только, что мне не хочется туда ехать, потому что там неинтересно. Мне и действительно туда ехать неинтересно – христианские святыни меня не привлекают.

Через 20 минут мы сели в этом дворе на автобус, гораздо менее опрятный, чем турецкие рейсовые. Так мы первый раз почувствовали Сирию.

10:15 Выезжаем на автобусе из Антакьи. Впереди Сирия. Немного волнительно. Женя притих. Я осознаю, что мне было бы морально тяжело на его месте. Ведь я так много читал про Сирию и готовился к ней всю весну.

Сейчас едем на границу оформлять Жене визу. Выезжаем из Антакьи. Слева горы закончились. Народ расселся в автобусе как попало. Без мест. Я не успел позвонить Ире из Антакьи. Что ж, постараюсь позвонить на границе ещё по турецким карточкам.

10:25 Горы постепенно сменяются полями. Когда выезжали из Антакьи, температура была +28. Утром прошёл короткий дождик…

Музыка в автобусе, как ни странно, звучит… Хотел сказать европейская. Нет, всё-таки восточная. Кондиционера нет – только люк в потолке. Жара начинает чувствоваться в автобусе. Крепко пахнет бензином.

Ночью в Чевлике зажрали комары. Все руки в пятнах. Сон был один – я боролся с простынёй, из-за которой на меня валились комары. Сейчас едем, и я вспоминаю это. Вспомнил вчерашний диалог с парнем, сыном хозяина гостиницы. Напоследок, когда мы его попросили, он сказал: «Сен ийи» - «Ты классный парень». Надо запомнить.

Женя сказал, что пейзаж слева – типичная Россия. Российская степь. Справа проехали поле подсолнухов. Вид унылый, ничего экзотического. От России и правда отличается слабо.

Сейчас рассуждали, что если в Сирии всё дёшево, то сколько же там стоит Интернет-кафе. Вчера в Самандаге это стоило нам около 10 наших рублей час. А там? Усмехнулись.

Далее было прохождение турецкой границы. Собственно, никакого прохождения и не было. У нас прямо в автобусе собрали паспорта и скоро вернули. Во всём этом нам сильно помогали иорданцы.

Дальше автобус поехал, как мы поняли, к сирийской границе. Напряжение нарастало. Никакой пустыни вокруг не было – грязная степь и неряшливые постройки.

Дальше всё понеслось, как в водовороте. Автобус остановился, нас куда-то позвали, мы куда-то вышли, иорданцы нам куда-то постоянно показывали. Мы шли и зашли в одноэтажное здание, где были стойки и военные за окнами. Турков тут было явно мало. Скорее всего, это были арабы. Дальше мы отдались на волю командовавших нами людей. Иорданец говорил по-английски, турок, который был предводителем в автобусе, - жестами и по-турецки. Палестинец в какие-то моменты мощной тенью надвигался на Женю, выхватывал из его рук загранпаспорт и вбрасывал его в нужное окошко сирийскому пограничнику, потом громко окрикивал, подталкивал к следующему окошку. Вообщем, всё летало и мелькало перед нашими глазами. Граница проходилась с сердечной помощью иорданцев.

Вскоре мы поняли, что надо заполнить синие карточки, которые лежали у окон. Это данные о себе по-английски.

И вот тут и стал заметен арабский характер. Эмоциональный и крикливый. Люди что-то много выкрикивали – так они разговаривали, бегали между окошками, отдавали и вылавливали свои загранпаспорта. Черт его помнит, сколько раз мы сами метались между стойками, ведомые окружающими людьми. Но скоро Женю отозвал солидный турок, наш автобусный предводитель, он стоял с его красным загранпаспортом и заполненной синей карточкой. «Долар»,-сказал он. Я спросил, сколько. «Йирми» (20 тур.), - не глядя на нас и очень деловито ответил турок. На душе немного повеселело – ведь мы ожидали 25. Мы поняли, что оно свершилось, - вот-вот будет виза для Жени, и, значит, мы уже одной ногой в Сирии.

В очереди был человек казахской внешности, говоривший по-русски без акцента. Он напрямую поинтересовался, сколько Жене стоила виза, и болезненно удивился, узнав, что всего 20. Ему это, кажется, стоило 32. Значит, русские здесь в привилегированном положении. Это было несколько приятно и немного разрядило обстановку.

Надо сказать, ситуация эта не для слабонервных. Мы с Женей периодически подбадривали себя фразами: «Стресса ведь не будет, да?». Это сбивало накал происходящего.

Вскоре с готовыми паспортами нас позвали на улицу. Мы поняли, что граница пройдена. Нас подозвали и посадили, как ни странно,… не в наш автобус, а в микроавтобус. На мой растерянный вопрос: «А где же наш багаж», выяснилось, что он уже уехал нашим автобусом в сирийский Алеппо. Доверять, так доверять. Отдаваться судьбе, так отдаваться. Тут я сделал пару кадров.

С нами в микроавтобус сел пограничник в гражданской форме. Он ехал в отпуск домой. Когда он выходил из маршрутки, он просто пригласил нас всех к себе домой. Нас четверых – абсолютно случайных людей. Иорданец, понимавший разговор по-арабски, отказался за нас всех и потом пересказал мне это обстоятельство. Сразу представилась дорога из нашей нижегородской области в Нижний, в автобусе едет военный на побывку домой, выходя в Щербинках, он поворачивается к тебе, как к соседу в автобусе, и предлагает доехать до его дома и пообедать. Да, смешно. Мы с Женей усмехнулись от такого сценария.

Когда мы приехали в Алеппо(Халяб), начался цирк. Цирк, собственно, заключался в том, что контраст между Турцией и Сирией оказался небывалым и неожиданным. Я к такому готов не был. Сумбурное движение на улицах. Все надписи на арабском. Речь звучит слишком угрожающе со всех сторон. Люди одеты по-восточному. Иногда я думал: «Куда мы забрались…». Наш микроавтобус, видимо, в каком-то месте города догнал наш автобус с багажом. Нас высадили из микроавтобуса на тротуар, прямо около бурного движения транспорта. Наш автобус, как ни странно, остановился в 3-м ряду и ждал нас прямо там - через весь бурлящий поток транспорта. Иорданцы уже перебежали к нему и махали нам рукой. Оставалось взять волю в кулак и броситься к автобусу – транспорт встал, ожидая нас с Женей. Из автобуса мы вышли на далеко не по-турецки глянцевой автостанции. Как руководителю поездки, мне было тяжеловато. Плюс мы ничего не ели с раннего утра.

Дальше мы вместе с иорданцами ходили есть в кафешку. Палестинец разговорился с ребятами в кафешке, прямо как с родными. Это было настоящее братание. Громко со сверкающими улыбками, как друзья,не видевшие друг друга лет 5, палестинец и парень из кафешки обсуждали кухню, цены, наш обед. А вообщем-то, это были случайные люди. После того, как мы поели, они никогда больше не встретятся. Когда стали фотографироваться, парень из кафешки, как наш старый закадычный друг, врезался в нашу компанию и запечатлелся почти на всех наших снимках. Это было, мягко говоря, необычно. Мы оказались за столом в ожидании еды и рядом с горой нашей поклажи. Еда оказалась безумно вкусной после наших растворимых макарон. Палестинец ел очень темпераментно, в основном руками. Забрасывал салат в лаваш, подкидывал шашлычка и мяска, и бурно всё это ел. Постоянно показывал нам, как это есть. Ложки и вилки на столе были чисто условно.

Дальше иорданцы помогли нам купить телефонную карточку и посадили нас в такси на другой автовокзал, где ходили автобусы в Дамаск. За 4 часа поездки цена оказалась неожиданно низкой – 100 фунтов(=$2) на человека.

14:45 Трудно поверить, но мы уже едем из сирийского города Алеппо(Халяб) в Дамаск на автобусе.(фото). Наблюдаемое вокруг – трудно переварить. Стресс и напряг слишком большие. Всё пролетело в трудноперевариваемом водовороте. И вот мы сидим в сирийском автобусе. Мы не знаем ни слова по-арабски. Мы даже не понимаем арабские цифры. Если честно, обоим нам маленько страшновато.

17:35 Сзади к нам с Женей перегнулся дядечка типично по-мусульмански одетый и поинтересовался, что я только что снимал на камеру. Пришлось выкрутиться – заулыбаться и сказать, что мы русские студенты-туристы, едущие смотреть Дамаск. Дядечка, довольный, облокотился на своё сидение. Выкрутились. Видимо, дядечка, проверил, не израильские ли мы шпионы. Выяснил, что нет, и успокоился. Мы тоже.

Дорога очень унылая. По обочинам насаждения из мелких ёлок или сосенок. В принципе, может напомнить степную часть России. Когда отъезжали от погранпункта с иорданцами в маршрутке, я тайком, на свой страх и риск, сфотографировал границу. Фотоаппарат едва высовывался из сумки. Сейчас в автобусе сфотографировал в лицо человека с ручкой и списком, пересчитывавшего пассажиров. Причём сфотографировал со вспышкой прямо ему в лицо. Парень немного задержался и внимательно и спокойно посмотрел на меня. Я заулыбался и показал рукой в окно - вроде как вид из окна фотографировал. Парень в задумчивости ушёл. В Алеппо, чтобы сесть в автобус, требуется заверить свой билет у полицейского. Только что нас побеспокоил очень исламского вида человек с заднего сиденья, заметив мою видеосъёмку. Я сказал Жене: «Многие сейчас бы сказали, что я играю с огнём, наверно». Женя спокойно добавил: «Да я бы тоже так сказал…Из автобуса ка-а-а-к вышибут. А обидно будет - уплочено».

17:50 По видаку включили «Мистера Бина».

18:15 Пейзаж за окном начался египетский – пустынные горы.

18:25 Ёлки вдоль дороги закончились. Есть куда раскинуться взгляду. Вокруг степь. Коричневые холмы.

18:40 Женя сказал: «Одно слово – Египет»

В этот день мы благополучно добрались в Дамаск и устроились на ночлег. Гостиница называется «Al-Saada» и располагается в районе площади Аль-Мардже. Номер нам стоил 500 фунтов за ночь.