16 июня, среда

<- главная->

Вчера не удалось поспать на балконе. Когда перебрался в комнату на кровать, человек в соседней комнате через окошко в стене долго бубнил Коран. До полпервого. Я уже было собрался идти, намекать Вафи, чтоб он попросил человека говорить потише.

Утром было стандартно. Подъём в 7:00. Женя канителился полчаса, как всегда. Пляж до 11:00. Там журналистские видеозарисовки, например, на тему надоевшей восточной музыки, преследующей тебя буквально везде, даже когда ты лежишь на пляже. Я даже придумал термин – «терапия восточной музыкой». Лежишь на пляже и 3 часа - терапия восточной музыкой.

В море наткнулся на кучу крабов.

Домой.

Интернет полчаса. Разослал всем кучу SMS’ок.

Оказывается, на пляж звонила не Ира.

Обед сладостями на 50 фунтов ($1).

В последний раз обменяли доллары на фунты. Будем платить Вафи за жильё.

Далее у нас была культурная программа: археологический музей и музей-раскопки  города Угарит под открытым небом. Всё это было очень приятно, потому что это был наш первый экскурс в историю за всю поездку. Получилось это всё вот как. Посещение археологического музея было запланировано нами, ещё когда мы шли мимо него в первый день. В итоге это перенеслось на день последний. Утром я подошёл к Вафи с ручкой и стандартным медленным английским начал объяснять ему нашу просьбу. Требовалось написать на кусочке бумаги название музея по-арабски, чтобы потом показывать эту бумажку прохожим и дойти до музея. Это стандартная система ориентирования в Сирии для нас, где мы не знаем местного языка совсем. Из разговора выяснилось несколько большее, чем мы ожидали. Оказывается, кроме музея есть ещё развалины или целый храм какого-то древнего города совсем недалеко от пляжа, где мы балдели каждый день. Стало стыдно при мысли, что мы уехали бы отсюда, не побывав там. По словам Вафи, туда ездит много народу – из Франции, например, много студентов. Итак, мы пошли. Музей оказался недалеко. Дошли быстро. Вход оказался неожиданно дорогим по сравнению со всей остальной Латакией - $3 на человека. Музей оказался небольшим 2-хэтажным зданием с двориком посередине. 2-й этаж – администрация и обслуживающий персонал. Меня оттуда очень вежливо попросили, когда я туда вбежал. Музей был приятен, потому что это было таким большим контрастом по отношению ко всем предыдущим дням, проведённым в путешествии. В маленьких комнатках были выставлены экспонаты разных эпох, собранных из окрестных мест. Разные комнатки охватывали разные периоды истории, в которые вокруг Латакии были поселения. Первая эпоха была самой древней. Это начало и середина 2-го тысячелетия до н.э. И был тогда недалеко отсюда город или государство Угарит. Я сразу смекнул, что Угарит древнее Трои. Это было любопытно. Набор экспонатов не впечатлял разнообразием. Горшочки, вазочки. Интересно было лишь то, что это был некий Угарит, и я не слышал о нём никогда. Дальше были залы с римской, византийской и исламской культурой. Запомнились первые стеклянные сосудики середины 1-го тысячелетия до н.э. Я то думал, что стекло в посуде появилось гораздо позже. Появились первые монетки с изображениями лиц людей. А, вот, что особенно запомнилось в угаритском зале – кувшинчик с изображением человечка с лицом и руками. Это самое древнее изображение человеческого лица, которое я когда-либо видел – ему 3 тысячи лет. В последних залах уже были кольчуга и косые арабские мечи. Все таблички были на арабском и английском. Местами стояли небольшие плакатики с картинками и текстом на французском. Это было посвящено особому сотрудничеству Латакии и Франции. Насколько я понял, в этот музей вдохнули жизнь именно французские историки и археологи. Маленькие комнатки быстро закончились. Остались экспонаты под открытым небом. Тут было всё без табличек – о культурах и эпохах можно было без труда догадываться самим. В большом количестве - колонны и гробницы античности. Одна гробница была точь в точь как в Ассосе в Турции. Круг, на одну треть размыкающийся к верху, вниз отходит стрелка, а в середине круга точка. В прошлом году мы так и не разгадали смысл этих изображений на торцах монолитных гробниц в Ассосе. Всё гулянье по музею проходило под умиротворяющее уханье горлиц. Редкие звуки машин. Других посетителей не было. Горлицы, похожие на наших голубей, в огромном количестве облепили высоченные кедровые сосны и пальмы над музеем. Жара стояла стандартная +35. В теньке чувствовалось легко.

Вообще, Сирия поражает в отличие от Турции огромным количеством насаженных пальм. Причем пальм огромных и высоченных. Наверно, обычай обсаживать города пальмами появился здесь лет на 30 раньше, чем в Турции. Именно на столько моложе выглядят пальмы в Турции. Наверно, ещё лет 30 и все маленькие пальмы в Турции станут такими же колоссальными, как и в Сирии. Женя долго и подробно фотографировал и снимал на видео музей, я просто болтался тут и там.

После музея снова пришли домой и отправились в Угарит. На нашей автостанции за углом на нас снова попытались заработать деньги, и мы снова мужественно не дали с нами это сделать. Маршруточник неожиданно запросил с нас до Угарита 100 фунтов вместо 10 обычных, хотя до музея всего пару остановок дальше, чем пляж. Я мгновенно сориентировался и достал другую бумажку, на которой было написано название пляжа по-арабски. «Тогда с вас по пять»,-сказал жестами араб-карабас-барабас. Мы доехали до пляжа, вышли и за углом сели на такую же маршрутку за 5 на каждого. Мы попали на развалины города Угарит. Ага, оказывается, Угарит – это город, а не государство. Город очень сильно разваленный и маловосстановленный. Это и неудивительно – ведь ему 3 тыс.лет. Гулять было приятно в одиночестве. По небу плыли низкие облака, почему-то в точности такие же, как и в России. Рядом была уже сельская местность, через дорогу - сады и частные дома сирийцев. Откуда-то шёл дым. Всё это до боли напомнило детство, лето, каникулы в городе Богородск под Н.Новгородом. Я провожу лето с бабушкой и дедушкой. Дождей уже давно не было, поэтому вся трава высохла. Я мальчишкой гуляю где-то вокруг. Эту идиллию нарушал лишь вид пальмы, неожиданно торчащей из огорода, да колючки под ногами, по которым я так соскучился после западной Турции. Главный кусок развалин заканчивался и через небольшую тропинку по холму виднелся следующий. Когда я подошёл туда, в яме около развалины стены кто-то громко и медленно стал ворочаться. Ворочался этот некто с таким громким хрустом, что услышал я это метров за десять. По телу пробежала небольшая дрожь, и я мгновенно бросился менять объектив в фотоаппарате. Сменил, нацелился в точку, где шёл громкий хруст, сильно приблизил, но ничего не рассмотрел. Ладно, обошел по тропинке развалину и встретил там Женю. Рассказал про подозрительно громкий хруст в кустах буквально рядом с нами. Высказал идею об очень ленивой и медленно ползущей змее. Женю эта идея явно не вдохновила, у него сразу возникло настроение уйти отсюда. Он лишь сказал, что он в одних тапочках и без носков в отличие от меня. Только змей ему ещё и не хватало. По следующей тропинке на расстоянии друг от друга мы пошли к следующей группе развалин. И вот тут загадка разгадалась. Тропинку переползала черепаха. Она уже переползла её и начала углубляться в траву. Сфотографировал. Значит, это черепахи тут так громко и неспешно возятся в кустах. Здорово и экзотично. Около одной из развалин была странная надпись на английском: «Stratigraphic wall», и сильное углубление около этой стены. Далее мы сломали несколько веток цветущих колючек на память и приехали на пляж.

На пляже мы уже не располагались – было около 7-ми, дул ветерок и  почти сплошные облака. Я пришёл сюда, чтобы собрать красивые ракушки для близких людей в России. Собирал я их долго, бродя по колени в воде. Искались ракушки плохо, потому что освещение было уже плохое. Вглядываться в воду перед собой приходилось сильнее. В одном месте метрах в десяти от берега, где было меньше, чем по колено, я увидел перед собой в воде нечто вроде полиэтиленового пакета. Увидеть мусор в воде было не удивительно – сирийцы постоянно бросают мусор под ноги. Немного левее от меня были заросли зелени под водой. На берегу сидела семья провинциальных сирийцев на отдыхе. Мимо меня здесь в воде временами проплывали дети на водном велосипеде с громким смехом. Я шёл по дну в тапочках, т.к. тут было много камней. Нагнулся, дождался, пока успокоится взбаламученная моим движением вода. Я просто решил рассмотреть, что же за мусор тут болтается на дне. Когда вода успокоилась и передо мной проступили контуры «мусора», меня прострелил шок. «Мусор» был сантиметров 20 шириной, он был белый – это белые контуры огромного краба, смотрящего на меня. Видимо, сам он был цвета окружающей воды, а видны только обрамляющие его тело и лапки контуры. Они- то и были белыми. Передо мной чётко вырисовались расставленные точно в разные стороны длинные лапки с клешнями с небольшими красными линиями. Передняя часть мордочки тоже была обрамлена белым контуром. Я развернулся к берегу и проорал Жене, что передо мной стоит огромный краб. При этом старался не шевелиться в воде. Когда я повернулся назад, в спокойной воде передо мной уже не было ничего, кроме дна. Я пошёл назад. Весь интерес был вот в чём. Весь берег усыпан маленькими ракушками, в которых живут маленькие зелёно-красные крабики. Мы их насмотрелись вдоволь. Они все были одинакового размера и убирались в одинакового размера маленькие раковины. А ведь этот краб, значит, совсем другого вида. И живёт этот краб, значит, прямо рядом с шумом и гамом на пляже. Вечером я расспрашивал о крабах Вафи. Он рассказал, что да, крабы здесь встречаются, но встретишь их нечасто. Да, они бывают такого размера. Нет, цвета они не белого, а цвета табуретки, стоявшей рядом. Табуретка была темно-коричневого цвета. Причём они опасны – могут очень сильно поранить. Вообщем, я ничего не понял по поводу того, что же за краба я видел.

Вечером нам предстояло стандартное торговое шоу у дверей мечети в последний раз. Я сфотографировал это место. Да, забыл сказать, вход в Угарит стоит тоже 150 сирийских фунтов($3). Забыл сказать, что в одном месте там и вправду переползла камень  змея – длинной с ужа и коричневая.

Снова разговаривал с Вафи. Меня заинтересовал вид его жареной картошки в сковороде, которую он приготовил себе на обед – уж больно это по-русски. Выяснилось, что раньше он был поваром по специальности. Рассказывая, как готовит картошку, он поиронизировал над тем, как Женя бездарно переварил свою картошку позавчера …